Название в оригинале: Pan's Labyrinth
Жанр: артхаусное фэнтези/драма
Режиссер и автор сценария: Гильермо дель Торо
Операторы: Гильермо Наварро
Композитор: Хавьер Наваррете
В ролях: Ивана Бакуеро, Серджи Лопес, Марибель Вериду, Арианда Гил, Даг Джоунс, Алекс Ангуло и другие.
Продолжительность: 112 мин.
Многие по праву считают мексиканского, или, как он сам себя называет, «испаноязычного», режиссера Гильермо дель Торо Сальвадором Дали в кинематографе: творения обоих могут или нравиться, или не нравиться, но только не оставлять равнодушным. Хотя если Дали чаще считают сумасшедшим, то дель Торо - режиссером от Бога и великим сказочником. Подтверждение таким лестным словам — выдвижение последнего фильма мексиканского кинематографиста под названием «Лабиринт Фавна» на «Оскар» в нынешнем году сразу в нескольких номинациях. И решение это явно небезосновательное: похоже, мы имеем дело с одним из тех фильмов, подобные которым снимаются раз в несколько лет.
Еще до выхода в прокат фильм успел заинтриговать: обратил на себя внимание жанр, определенный самим режиссером как «артхаусное фэнтези»; хороши были отзывы зрителей из других стран, где фильм вышел раньше, чем у нас; впечатлили также эффектные красочные кадры с фирменными «дельторовскими» существами. Cюжет ленты состоит из двух тонко переплетенных режиссером линий - сказки и реальности. Испания, 1944 год. Войска Франко добивают последние повстанческие отряды. Десятилетняя Офелия переезжает вместе с матерью жить к своему бесчеловечному отчиму, капитану Видалю. Жестокость и бескомпромиссность окружающего мира заставляет девочку погрузиться в скрытый для других мифический мир с его феями, чудесами и каменными идолами. Пусть придуманный мир не идеален, зато не так отвратителен, как реальный, ибо никакой Фавн не может быть хуже двуногих выродков в голубой форме испанской «фаланги». Тем более что она в незримом мире не простая девочка, а - ни много, ни мало - дочь короля. Правда, в качестве доказательства того, что она — принцесса фэнтезийного королевства, Офелии необходимо выдержать несколько сложных испытаний, через которые вряд ли успешно пройдет и взрослый человек.
Несмотря на несколько «сказочный» сюжет, в некоторых эпизодах жестокость и насилие бьют ключом. Вот фашисты поймали двух охотников, не вовремя решивших поохотиться на зайцев, и Видаль бутылкой с вином превращает лицо одного из них в кровавое месиво. А вот подчиненные капитана пленили партизана и приготовили для допроса «некоторые предметы, используемые в хозяйстве»... И таких моментов в фильме довольно много. Отдельно стоит упомянуть впечатляющую проработку и реалистичность персонажей: деспотичный капитан фашистов, хитрый Фавн, отчаявшаяся мать Офелии, храбрые партизаны и не менее смелая девочка... Все актеры достойны самых высоких похвал.
Визуальные эффекты и музыкальное оформление реализованы бесподобно, в чем никто и не сомневался, зная, что режиссер фильма - изумительный визуализатор. А «Колыбельная» от Хавьера Наваррете и вовсе достойна отдельного ежедневного прослушивания.
Концовка фильма может быть воспринята зрителем по-разному: романтики сочтут ее счастливой, прагматики — наоборот. Гильермо дель Торо, судя по всему, относится к числу первых: он выдает желаемое за действительное. Ведь это сказка, пусть и жестокая. А в сказках добро обязательно побеждает зло.
Напомнить о фашизме было не единственной задачей режиссера. Он поразительно точно передал то, что, пожалуй, испытывал каждый человек - желание уйти подальше от проблем, кризисов, скандалов, интриг, жестокости и этого неуютного мира в целом к сказочному Фавну или куда-нибудь еще, хотя бы на пару часов.
В итоге перед нами определенно один из лучших фильмов прошедшего года. Шедевр, впечатление от которого вряд ли может быть чем-то испорчено.