Авторское право © WWW : ZooM*ka
Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Публикации » Автомир » Взяткоемкая безопасность
14 Апрель 2007 09:04

Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), кардинально ужесточающие наказания за нарушения ПДД

Депутатское большинство прилагает все усилия к тому, чтобы законопроект был окончательно одобрен до конца весенней сессии. В таком случае уже до лета его вполне успеют утвердить верхняя палата парламента, и подписать — президент. В чем особо сомневаться не приходится. Не пройдет и полгода, как новая драконовская система штрафов и наказаний начнет действовать. Несмотря на аргументы многих экспертов, мнение армии автомобилистов и доводы членов Общественной палаты, назвавших законопроект «взяткоемким» и «репрессивным».

Цифры абсолютные, и цифры лукавые
В прошлом номере «АИ» опубликована «Таблица штрафов и наказаний», вытекающая из новой редакции 12-й Главы КоАП, регламентирующей ответственность водителей за нарушения ПДД. Не стану повторяться, а лишь напомню, что в шесть раз возрастает минимальная сумма штрафов за наименее опасные нарушения правил — с 50 до 300 рублей. Имеются в виду превышение установленной скорости на 10–20 км в час, не включенные за городом фары ближнего света, разговор за рулем по мобильному телефону без специальной гарнитуры, езда с не пристегнутым ремнем безопасности, неправильная парковка, несоблюдение требований разметки и некоторых дорожных знаков. За три сотни инспектору ГАИ-ГИБДД, надо полагать, будет уже не лень лишний раз махнуть полосатой палочкой. «Трудиться за презренный полтинник» ему, вероятно, было просто оскорбительно. 300, таким образом, это число абсолютное.

Однако законодатели, отстаивая ужесточение наказаний, апеллировали и к иным цифрам. Они утверждали, например, что статистика 90-х годов прошлого века показывала: после каждого повышения штрафов наблюдалось снижение аварийности и смертности на российских дорогах. А это уже цифры лукавые. Хотя бы потому, что депутаты и милиционеры забывали добавлять, что всякое такое повышение имело лишь краткосрочный эффект, потом появлялась новая статистика, согласно которой количество ДТП опять неуклонно росло. Потому что порядки на дорогах, как и сами дороги, оставались прежними, а из размеров штрафов и жесткости наказаний никак не следовала (и не следует) их неотвратимость. Стало быть, нет ровно никаких оснований полагать, что ситуация с безопасностью после введения новаций изменится кардинально и в лучшую сторону.

Вообще-то, если бы милиционеры всерьез захотели, чтобы люди, к примеру, пристегивались и не держали телефон возле уха, отвлекаясь от управления автомобилем, они могли бы добиться этого в считанные дни, используя и 50-рублевое наказание, и без всякой шумихи и национальных программ. Надо было просто работать, останавливая и штрафуя всех «не пристегнутых» и держащих мобильник в руке — очень эффективная мера, стоит заметить, особенно если останавливают не раз и не два за день. В целом же ни один известный довод в защиту ужесточения наказаний не выдерживает критики.

Мне, допустим, кажется сомнительным убеждение милиционеров и законотворцев в том, что сам по себе страх перед возможным наказанием способен предотвратить нарушение. Неминуемость наказания — совсем другое дело. Так ведь она, эта неминуемость, никак не связана с размером штрафов, если разобраться по существу. Ни 50, ни 300, ни 2500 рублей не заставят сотрудников ДПС — ГАИ — ГИБДД работать эффективнее, чем они работают сейчас. Люди — те же, сложившиеся традиции — живы, правила игры — прежние.

Лукавство, однако, проникло и в «абсолютные цифры». Точнее — оно оттуда не исчезло: как предполагалась пресловутая «штрафная вилка», так она и осталась в новой редакции КоАП. Например, за превышение скорости на 40 — 60 км/ч или проезд «на красный свет» инспектор может потребовать и 1000, и 1500 рублей, а может озаботиться тем, чтобы нарушителя лишили водительского удостоверения на год — полтора. Отличные рычаги для вымогательства! Стоит лишь озвучить возможные кары, не говоря больше ни слова — водитель сам все предложит, и сам все отдаст. Лишь отъявленный сутяга, не обремененный по жизни делами, постарается довести дело до суда (только суд может вынести постановление о лишении «прав»). Подавляющее большинство российских граждан постараются «разобраться на месте», а подавляющее большинство инспекторов не откажется от откупных. Тем, кто отказывается, в России ставят памятники. Мне известен пока лишь один такой монумент.

Одним словом, обновленный КоАП в «автодорожной» его части благодаря стараниям депутатов обретает однозначно репрессивный характер. А степень репрессивности по сложившимся правилам прямо связана со степенью взяткоемкости, на которую указывали члены Общественной палаты. Поэтому подсчеты экспертов — насчет роста теневых доходов милиционеров в 5 — 10 раз — выглядят вполне обоснованными. Но что должно быть особенно приятно людям в погонах — перерабатывать им при этом не придется, дело ведь не в количестве штрафников, а в сумме мзды. Возможно, понимание этого факта лоббистами от ГИБДД и депутатами привело к тому, что они с легкостью пожертвовали другой своей одиозной идеей — балльной системой. До первого чтения это предложение не дошло.

А ну, дыхни!..
Есть еще одна причина, по которой лично мне не верится, что инспекторы станут добросовестно тормозить всех подряд «не пристегнутых» и прочих, совершивших мелкие прегрешения. А заключается она в простом соображении: 300 р. — это, конечно, уже кое-что, но 2500, а то и больше — на порядок лучше! И особым подарком для стражей порядка должен в этом случае быть человек пьяненький и тепленький, либо который без «прав» за рулем. Под страхом ареста на 15 суток и задержания автомобиля такой гражданин сам будет умолять о снисхождении, за определенную плату, разумеется.

Правда, новая редакция КоАП устанавливает одновременно и четкое определение — какого водителя можно считать нетрезвым. Раньше врачи, осуществлявшие освидетельствование (если до этого доходило), руководствовались простым правилом — трезвый водитель — тот, у кого в крови нет «ни капли» алкоголя. На практике это нередко приводило к «недоразумениям», когда абсолютно трезвому человеку приходилось доказывать, что следы C2H5OH у него в крови — остаточный эффект от вчерашней вечеринки или регулярного приема лекарств. Устранение подобного недоразумения, как правило, обходилось в кругленькую сумму. Причем, чем больше этапов освидетельствования он прошел, тем «круглее» могла стать эта сумма.

Во избежание подобных разночтений законодатели дополнили статью 27.12 КоАП примечанием следующего содержания: «Под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамм на один литр крови или 0,15 миллиграмм и более на один литр выдыхаемого воздуха; наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека, вследствие употребления вызывающих опьянение веществ». Тут, пожалуй, комментировать нечего, пока мы не столкнемся с практикой.

А вообще-то лихачей, выпивох и прочих нарушителей милиционеры должны беречь. Если не останется мошкары — чем будет питаться птица?

Заочно виновен
Удивительная вещь: при всем неприятии новой штрафной системы здравый смысл заставляет меня высказаться в защиту некоторых положений законопроекта — о системе автоматической фиксации нарушений, к примеру. Впрочем, одно совершенно не связано с другим. Ничто не мешало установить камеры и присылать нарушителям квитанции по почте и раньше, приняв соответствующую поправку отдельно. Или штрафы и камеры «увязаны» неспроста? Затем, допустим, чтобы «недобросовестные сотрудники» ГИБДД успели заработать, прежде чем их на дорогах, как в Европе, сменят электронные наблюдатели.

А если по существу, то отдельной строкой в обновленном Кодексе прописано, что в сфере дорожного движения граждане лишаются презумпции невиновности. Считается, что это самая слабая сторона нынешнего законопроекта, зацепка для правозащитников, благодаря которой ужесточение санкций для водителей может быть отложено или отменено вовсе. Ведь презумпция невиновности — основополагающий юридический принцип, действующий без исключений во всех сферах российского права. Ни один гражданин не может быть признан виновным без предъявления доказательств его вины. Вот и правовое управление Госдумы, говорят, дало отрицательное заключение о лишении водителей презумпции невиновности.

Но у авторов законопроекта своя правда: Россия вслед за всеми цивилизованными странами должна частью прав граждан поступиться. Во имя порядка на дорогах. Чтобы в стране заработала, наконец, система фиксации нарушений ПДД средствами автоматического контроля. Нынешний кодекс не позволяет «заочно» предъявить обвинение владельцу автомобиля, замеченного в нарушении правил. Инспектор должен «поймать» водителя на месте, а перед тем, как выписывать протокол, предъявить ему доказательства вины. Если нарушение ПДД зафиксировала автоматическая фото- или видеокамера, то виновным водитель может быть признан только в случае, если на снимке отчетливо видно его лицо за рулем попавшегося на нарушении автомобиля. В противном случае он может сослаться на то, что за рулем был другой человек, а уж выяснить и доказать, кто вел автомобиль в момент нарушения — дело правосудия. Презумпция невиновности, одним словом.

Зная о наличие подобных лакун в российском законодательстве ни инспектора, ни судьи не брались предъявлять обвинения, основываясь лишь на показаниях приборов видеонаблюдения. По этой причине в России сегодня самая большая армия дорожных инспекторов по отношению к числу зарегистрированных автомобилей. А как же иначе, ведь по действующим правилам лишь они в праве зарегистрировать и зафиксировать нарушение правил. По этой же причине не работает и система штрафных санкций за неправильную парковку. Невозможно призвать к ответу и владельцев брошенных автомобилей. Как говорится, не пойман — не вор.

В странах с более «продвинутым» законодательством инспектору или ответственному лицу в этом случае, чтобы привлечь водителя к ответственности, достаточно лишь сфотографировать неправильно припаркованный автомобиль и оставить на стекле уведомление о выписанном штрафе. Сама штрафная квитанция позже придет по адресу, указанному при регистрации машины. По тому же адресу автовладельцу придет и штраф за превышение скорости, за проезд «на красный свет» — с фотографией, подтверждающей факт нарушения.

В скором времени подобный принцип, надо полагать, заработает и у нас. С одним исключением. Если автовладелец сможет доказать, что машина в момент, зафиксированный на снимке, находилась в пользовании другого человека, то платить будет истинный виновник. Но оспаривать свою виновность придется в суде, в жесткие сроки, отведенные законом.

Кстати, недавно Кодекс дополнился еще одной поправкой, ужесточающей ответственность граждан. Нередко оштрафованные или лишенные «прав» водители игнорируют решение судьи, выбрасывая квитанцию в мусорное ведро или продолжая ездить без удостоверений. Полагая, что максимум, что им за это грозит — нотация инспектора ГИБДД при прохождении техосмотра в первом случае, и продление срока лишения «прав» — во втором. На самом деле, штраф за подобный проступок по обновленному КоАП — 2500 рублей. Так что «забывать» о пришедшей по почте штрафной квитанции после вступления в силу новых положений Кодекса будет себе дороже.

Едва ли останется смысл выписывать доверенность на управление транспортным средством малознакомым людям. Не секрет, что генеральная доверенность — распространенный у российских автовладельцев способ передачи подержанного автомобиля новому владельцу. Но и по нынешнему-то законодательству способ этот не самый безопасный. Мало ли что может «учудить» с вашим автомобилем новый владелец — скрыться с места ДТП, например. Или не оплатить крупный штраф, счет за платную стоянку. Судебный пристав и в первом случае, и во втором направится по адресу регистрации автомобиля-нарушителя. Понятно, что в результате выяснится, кто был настоящим виновником инцидента. Но лишний раз иметь дело с российским правосудием — удовольствие не из приятных.

Источник: АвтоИзвестия

URL / WWW
http://medvedev2008.ru/article/a-55.html