Одним из главных предметов обсуждения во время первого визита главы России Владимира Путина в Никарагуа стала стройка, в которой принимают участие три страны. Точнее проект никарагуанский канал Россия Китай и Никарагуа в котором готовы работать вместе. Визит проходил в рамках большой поездки российского президента по странам Латинской Америки.
В ходе беседы глав двух государств были затронуты вопросы строительства в Никарагуа станций ГЛОНАСС, продажи в страну российского зерна, кооперации в сфере медицины и работы силовых органов. Отдельно была затронута тема предоставления никарагуанских портов кораблям ВМФ России.
Тех, кто занят в сфере логистики, в первую очередь волнует стройка, в которой принимает участие и Российская Федерация. Это амбициозный проект, предполагающий прокладку по территории Никарагуа грандиозного канала между двумя океанами. Обсуждение строительства канала одновременно с договором о военном сотрудничестве между двумя странами вызывает объяснимый интерес специалистов.
Никарагуанский канал – один из крупнейших в мире транспортных проектов. По замыслу его участников, он должен выступить в качестве альтернативы Панамскому каналу. Идея нового канала между Атлантическим и Тихим океаном обсуждается с IXX века, но реальные очертания стала обретать только в 2012 году. Тогда парламент страны проголосовал за «Великий трансокеанский канал Никарагуа» и создание структуры по управлению каналом. Планируется, что канал через Никарагуа будет более длинным, чем Панамский, зато сможет принять суда большего водоизмещения, за счет большей ширины и глубины.
Также в 2012 году депутаты также учредили Управление Большого никарагуанского канала, которое защищает интересы страны в консорциуме, который должна заняться строительством и эксплуатацией канала.
Незадолго до встречи Владимира Путина с Даниелем Ортегой, компания HKND, выступающая главным инвестором строительства, представила финальный маршрут канала. Все расходы по проекту планируются на уровне 40 миллиардов долларов.
Управление БНК согласовало аспекты работы с компанией «HK Canal Development Investment», представляющей интересы Китая, осенью 2012 года. Спустя менее чем квартал после утверждения идеи строительства парламентом Никарагуа. Согласно достигнутым договоренностям, все права на канал и его инфраструктуру получила «HK Nicaragua Canal Development Investment».
Китай, чья компания получила канал на следующие пятьдесят лет, известен гигантскими, по мировым меркам, стройками. Например, крупнейшая в мире гидроэлектростанция «Три ущелья», построенной на реке Янцзы в 2012 году.
Что касается того, какие ожидают никарагуанский канал новости, то его длина составит порядка 280 км, ширина на разных участках – от 300 до 500 метров. Глубина в ряде мест будет достигать 30 метров. Его актуальность в том, что Панамский канал достиг предела своих возможностей. Кроме того, его контролирует США, что не нравится многим странам мира. В первую очередь – Китаю. Однако Россия, все чаще вступающая в полемику с Белым домом, также интересуется ослаблением позиций оппонента. Поэтому в проекте никарагуанский канал Россия и Китай вполне полезны друг другу.
Плюс, канал через Панаму спроектирован более века назад, что накладывает на него технические ограничения. Частично их планируется преодолеть, проведя к 2016 году модернизацию. В результате расширения Панамского канала, по нему смогут ходить суда грузоподъемностью до 13000 TEU.
Однако, по мнению HKND, уже в 2015 году Панамский канал не примет около 17% работающих на мировых линиях контейнеровозов. Они слишком велики. По строящемуся через Никарагуа каналу, согласно планам создателей, смогут ходить суда грузоподъемностью до 23000 TEU.
В мировом судостроении сейчас активно проявляется тенденция к росту размеров морских судов – это позволяет экономить на перевозке навалочных грузов. Как считается, сегодня и в будущем размер судов будет только увеличиваться. Такие гиганты не смогут пройти через Панаму, что мешает поставкам сырья из стран Латинской Америки в Азию. Так, одна из крупнейших в мире горнодобывающих компаний, Vale, строит 35 кораблей водоизмещением 400 тысяч тонн каждое. Это сокращает издержки производителя руды. Качество добываемого в Бразилии сырья ценится во всем мире, поэтому производители смотрят в будущее с оптимизмом, планируя рост перевозок.
Заканчивающиеся возможности Панамского канала вызывают опасения экономистов. Они прогнозируют рост грузоперевозок во всем мире. А рост торговли указывает на необходимость строительства судов более крупных, чем сегодня размеров.
По расчетам HKND, экономия топлива на маршруте Шанхай-Балтимор, с проходом через Никарагуа вместо пути сквозь Суэцкий канал и может достигать $500 тысяч за один рейс. Путь через Никарагуанский канал оказывается на 3500 километров короче.
Конечно, новый водный путь нарушает тотальный контроль администрации Белого дома над проходом судов между Тихим и Атлантическим океанами. Поэтому Китай, и Никарагуа нуждаются в таком союзнике, который мог бы обеспечить безопасность строительства. Таким образом, в проекте никарагуанский канал Россия Китай и Никарагуа полезны друг другу. Россия может предоставить силовую поддержку проекта. Этот вопрос наверняка обсуждался в ходе встречи Владимира Путина и Даниеля Ортеги.
Сам договор о военном сотрудничестве между Никарагуа и Российской Федерацией был подписан еще весной 2014 года. В его рамках, корабли российского ВМФ будут курсировать в Карибском море, а бомбардировщики смогут совершать посадки в столице Никарагуа.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее говорил, что правительство окончательно определится с участием в создании Никарагуанского канала после детального технико-экономического обоснования строительства. Тогда российские коммерческие и государственные компании сориентироваться в своих интересах.
По мнению политологов и экономистов, три государства, строящие канал Никарагуа Россия Китай вполне смог преодолеть противодействие со стороны США. Кроме того, Никарагуанский канал интересен странам БРИКС.