Как определить жизнеспособную и прибыльную бизнес-нишу, разработать успешную стратегию выхода на мировой рынок, найти новых покупателей? На эти вопросы поможет ответить база ВЭД, мощный маркетинговый инструмент для действующего бизнеса и начинающих предпринимателей.
Что такое «база ВЭД»?
Это источник информации о каждой экспортной (вывоз) и импортной (ввоз) поставке России за установленный период времени, как правило, за год. Базу формируют грузовые декларации – документы, которые оформляют при перевозке грузов через таможенную границу.
Прямое назначение статистики – контроль государством экономики, таможенных платежей, реализация валютного контроля. Но инструмент очень полезен для бизнеса: он помогает выбрать выгодное направление, успешно развивать торговую деятельность за пределами внутреннего рынка.
Какую информацию содержит декларация?
В ГТД есть сведения об отправителях, получателях груза (адреса, наименования), товарах (производитель, описание, вес, объем, цена, код ТН ВЭД и др.), о партии, таможенных платежах. Также в декларации указаны номера первичных документов, наименования таможенных постов.
Где заказать базу ВЭД России?
Есть два способа приобрести статистики: бесплатный и платный. Бесплатно скачать базу можно с сайта ФТС, в разделе «Анализ данных». На выходе вы получите общее хранилище всех деклараций, не сгруппированных по товарным кодам и другим параметрам. Сервис позволяет выгружать данные в таблицы MS Excel.
Заказать базу ВЭД России, очищенную от лишней информации, по определенным кодам ТН ВЭД, странам или даже компаниям, можно в центрах статистики. Услуга платная, но возможности подобных сервисов гораздо шире, чем базы с сайта ФТС. Все данные хорошо структурированы, приложения удобны в работе, что облегчает труд маркетологов или топ-менеджеров.
Многие софты позволяют искать по названиям компаний, стран, товаров. В поиске вводится ключевое слово, затем база очищается от лишних данных, а полученную выборку группируют по датам или другим значениям.
Некоторые компании в качестве дополнительных услуг проводят анализ статистики, ведут аналитические отчеты, при необходимости проводят комплексные маркетинговые исследования конкурентов. Цены на услуги зависят от объема анализируемой информации, количества товарных кодов и других параметров.
Как статистика ВЭД поможет бизнесу?
Информация, которая содержится в базе ГТД, полезна всем компаниям, ведущим деятельность на мировом рынке. Ее аналитика позволяет:
- отслеживать тренды;
- искать перспективные направления бизнеса;
- узнать своих конкурентов;
- расширить рынок сбыта;
- разрабатывать маркетинговые стратегии по продвижению продукта;
- устанавливать цены на товар;
- оценить средние затраты на перевозку, таможенные платежи.
Финансисту ТБ поможет найти перспективное направление для инвестирования, студентам экономических ВУЗов – получить исходные данные для научной работы или диплома. Экономисты смогут оценить состояние рынка и его дальнейшие перспективы.
Уровни статистики
Электронную статистику ведут все таможенные посты и направляют данные деклараций в ФТС. Необходимость в общей базе есть не всегда – такое хранилище содержит миллионы записей, в которых сложно разобраться. В некоторых случаях удобнее использовать менее объемные базы.
Уровни статистики ВЭД:
- федеральная;
- региональная;
- база таможни;
- база таможенного поста.
Чаще всего маркетологи и предприниматели анализируют региональную или федеральную статистику.
Какая информация особенно полезна для аналитики?
Всё определяют цели, но, как правила, особую ценность представляет следующие сведения:
- наименования покупателей и поставщиков: для поиска клиентов, анализа конкурентов;
- описания товаров, их характеристики: для сравнения со своей продукцией;
- объемы партий: для анализа спроса;
- стоимость товаров: чтобы правильно установить цены на зарубежном рынке.
Особенности использования таможенной базы
Первое и главное – это достоверность и полнота информации. Скачивать или покупать статистику следует в проверенных источниках, например в neostatis.org. При анализе ориентируемся на конкретные задачи: исходя из них делаем выборки.
На первом этапе базу очищают от лишнего. Для этого используют товарные коды, направление перемещения товара (из страны или в страну), интересующие регионы и страны. Лишнее удаляют, а полученную выборку анализируют: для наглядности можно создавать графики, диаграммы.