Исторически сложилось, что в каждом христианском городе средневековья обязательно возводили собор — церковь, которая была местом не только молитв и общения с Богом, но и прекрасным оборонительным укреплением, которое защитило бы жителей от нападения врага или буйства стихии. Кроме этих функций, они выполняли роль миссионеров приобщая большее количество людей к вере в Бога. Именно по таким соображениям построили Собор Нотр Дам в Париже.
Ранняя история
Земная жизнь человека, это лишь часть большого пути души. Решение о возведении Кафедрального Нотр-Дама, было принято епископом Морисом в начале XII века. Всего строительство заняло приблизительно 170 лет. Местом действия был выбран остров Сите. Следует заметить, что даже в те далекие времена Нотр дам де пари в Париже выглядел почти точно так же, как и сегодня. К нему вплотную располагались дома людей, которые работали над его возведением. Однако, главный фасад собора все же немного потерял свои прежние краски. В 12-м веке он был ярким и нарядным, а новенькие статуи поблёскивали на Парижском солнце.
Изменения «дизайна»
К сожалению, храм не сохранил полностью свой первоначальный вид, из-за событий XVII-XVIII веков, когда всю Готическую архитектуру во Франции стали называть «варварской». Произошли многочисленные переделки и реставрации, Нотр дам в Париже изменился. Гробницы и амвон, расположенные внутри постройки были под корень снесены. Оригинальные цветные витражи были уничтожены. На замену им, установили простые стёкла. Во времена Французской Революции собор называли «храмом Разума». Но это не спасло храм от исчезновения стрелы с крыши, а, кроме того, были разобраны статуи Иудейских царей, которых ошибочно приняли за французских монархов. Разграбление закончилось переплавкой всех колоколов, кроме одного, самого большого.
Собор Нотр дам в Париже медленно пришел к своему запустению и упадку. Особого внимания ему не уделялось вплоть до случая с коронацией Наполеона, когда его стены, кое как, наспех были окрашены. Свежим воздухом для храма стал роман известного французского творца Виктора Гюго Нотр Дам Де Пари - Собор Парижской Богоматери, в переводе на русский язык. Именно благодаря ему, власти Парижа, наконец-то обратили своё внимание на обветшавший храм. Двадцать лет специалист по готическому строительству, Виолле-ле-Дюк с бригадой подчиненных ему рабочих восстанавливал былую красоту этого места.
Важность и значение
Многие века собор был очень важным местом, не только в вопросах веры, но и участвовал непосредственно в жизни целого города. Все, начиная от заседаний парижского парламента и до заключения важных сделок, в области торговли, происходило здесь. Нищие, калеки и другие обиженные жизнью люди находили себе убежище в стенах собора. Богатым, храм тоже помогал. Они чаще всего сдавали свои ценные вещи и драгоценности на хранение во время длительных путешествий, чтобы они не были разграблены. Вдобавок ко всему, тут происходили обряды бракосочетания и крещения. Что касается коронаций, то они в храме не проводились, исключая два случая — коронация Генриха IV и Наполеона Боннопарта, ведь по традиции, заведенной многие века назад, монархи получали благословение Бога в Реймском соборе. Во время военных побед, здесь играл гимн «Тедеум».
В XII веке, так называемом «веке Церкви воинствующей», Нотр дам де пари, Париж были скорее готовящимися к войне местами. Храм походил на настоящую крепость с башнями, которую штурмом было невозможно взять без огромных потерь живой силы. Это был замок, в котором молились сотни людей. Узкие окна напоминали скорее бойницы для лучников.
После вышеупомянутого периода, пришел другой, совершенно противоположный «XIII век Церкви торжествующей». Внешний вид всех соборов по всей Франции стал меняться в более красивую сторону. Правильные формы, вертикали, ниши и прекрасные ажурные окна — собор обрел новый вид и новую жизнь. Особенностью можно назвать, так называемую, «пластическую» архитектуру собора. Плоских форм практически нет, поверхности играют объёмами. Контрасту света и тени уделено особое внимание.
Конструкционные особенности
Следует понимать, что самый известный вид собора — главный фасад, не является в точности выполненным в готическом стиле. Об этом свидетельствует отсутствие остроконечных шпилей на верхушках известных «двух башен». Удивительно, но их не построили, несмотря на присутствие шпилей в первоначальном проекте. Дело в том, что по мнению строителей они могли нарушить достигнутую гармонию здания. Порталы Собора Парижской Богоматери — отдельная тема для рассмотрения. В нижней части фасада их три. В центре портал Страшного суда, слева и справа, Девы Марии и Св. Анны соответственно. Иудейские цари представлены 28 статуями, расположенными непосредственно над порталами. В центре передней части, красуется самый известный витраж храма — окно-роза.
В правой башне висит очень мощный колокол, в который в одной из глав произведения Виктора Гюго, звонит Квазимодо. Его преподнесли, как дар в 1400 году. Позже его переплавили и отлили заново. По легенде знатные парижанки кидали в расплавленную бронзу, золото и серебро, что привело к появлению нового и узнаваемого тембра колокола. Его вес превышает 6 тонн.
«Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое», - так охарактеризовал шедевр Парижской архитектуры Анатоль Франз.
Интерьер
Внутренне убранство собора поражает огромностью своего пространства. В нем отсутствуют тяжелые опоры и голые стены. Интерьер подчеркивает «готичность» всей постройки, ведь, кредо Нотр Дама — «Небесный Иерусалим на земле». Собор устремляется вверх, словно был создан из лучевидных нервюр.
Прекрасные картины и живописные скульптуры, Вы найдете в часовнях, построенных в правом крыле собора. Говорят, что все эти богатства искусства дарились храму в мае, в честь традиции.
Что и говорить, это место прекрасно и, во все времена, оно было огромной частью Парижской жизни. Обязательно посетите его, оцените Готическую архитектуру и проникнитесь значением этого места.